Итак, под удар попадает транспорт категорий N2, N3 (грузовики свыше 3,5 тонн) и M2, M3 (автобусы >8 пасс.мест). Более того, с этого момента тахографы должны быть установлены не только на ТС конкретных компаний, но и на машинах физических лиц. Это давно ожидаемое требование, так как из 6,5 млн российских грузовиков почти 4 млн принадлежат физлицам, а из 865 тыс. автобусов - около 410 тыс.
В случае отсутствия тахографа или нарушения правил его эксплуатации штрафы накладываются в соответствии со Статьей 11.23 КоАП, ч.1-2:
- водители – от 3000 до 5000 руб.;
- должностные лица – от 7000 до 10 000 руб.;
- ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
- юрлица – от 20 000 до 50 000 руб.
Игнорирование норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей наказывается согласно этой же Статье 11.23 КоАП, ч.3:
- водитель – от 1500 до 2000 руб.;
- должностные лица – от 7000 до 10 000 руб.;
- ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
- юрлица – от 20 000 до 50 000 руб.
Ещё одно новшество касается изменений в правилах техосмотра. Отныне ТС будут проверяться на наличие тахографа. Если его нет, если он соответствует гос.нормативам или неправильно установлен, то техосмотр пройден не будет. А это значит, что:
- водителю грозит штраф от 500 до 800 руб. за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС (Статья 12.37 КоАП);
- должностное лицо может быть оштрафовано на 500 руб. за выпуск ТС на линию без техосмотра (Статья 12.31 КоАП ч.1);
- юрлицам и ИП может быть назначен штраф в размере 50 000 руб. за выпуск ТС на линию без техосмотра (Статья 12.31 КоАП, ч.1).
Закономерно возникает вопрос, каким должен быть тахограф и что подразумевается под правилами его эксплуатации?
При передвижении по российским трассам грузовики и автобусы должны быть оснащены исключительно цифровыми тахографами с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Исключение составляет транспорт, осуществляющий зарубежные рейсы – на нём может использоваться тахограф ЕСТР при наличии лицензии международного перевозчика.
Требования к тахографам СКЗИ изложены в Приказе Минтранса №15 от 20.08.2004 года. В частности:
В числе других требований:
- обязательное наличие карты водителя для тахографа (сроком на три года);
- обязательная выгрузка таходанных раз в 28 дней и их хранение в течение года;
- обязательная замена блока СКЗИ раз в три года.
Исходя из этого, очевидно, что избежать штрафов можно только в том случае, если доверять работы по оснащению ТС компаниям, которые поставляют
легальные цифровые тахографы,
устанавливают оборудование в соответствии со всеми правилами, берут на себя гарантийные обязательства и предоставляют комплекс услуг по дальнейшему обслуживанию устройств