Системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга, тахографы,
комплексы онлайн-медосмотра
Tilda Publishing
Меню сайта

Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
Или свяжитесь с нами по этому номеру телефона
8 800 777-12-08
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Последние изменения в законах о тахографах 2020

В 2019 году власти более чем активно занимались регулированием вопросов сферы тахографического контроля. Весной четко было сказано оснащать тахографами городской пассажирский транспорт. Затем окончательно приняли решение устанавливать с 1 ноября тахографы на грузовики и автобусы физлиц. В довесок увеличились штрафы за отсутствие контрольных устройств и несоблюдение режимов труда и отдыха, а также появились новые правила техосмотра: без тахографа транспорт категорий M2, M3, N2, N3 не сможет пройти обязательную диагностику. И под занавес года Минтранс всё же внёс ясность в порядок оснащения транспорта физлиц. Заодно правительство постановило закрепить в ПДД новый раздел "Нормы времени управления транспортным средством и отдыха".
О требованиях к физлицам оснащать большегрузы и автобусы тахографами мы писали в нашей прошлой статье. Ещё тогда категоричное решение властей вызывало вопросы, а именно: как следовать закону в условиях неясности в главных "тахографических" документах, на которые ссылается та же самая статья 20 закона "О безопасности дорожного движения". В статье говорится, что требования к тахографам и перечисление категорий ТС "устанавливаются Правительством РФ". Но с наступлением 1 ноября никаких упоминаний о физлицах в Приказах №273 и №36 не было (именно они определяют категории и диктуют требования). Через месяц Минтранс РФ всё же выпустил Приказ №339, вносящий коррективы в основные документы. И сейчас стало понятно, что с 1 ноября далеко не все физлица-перевозчики, не успевшие поставить на ТС тахографы, находятся вне закона. В приказе обозначены конкретные этапы оснащения грузовиков и автобусов, принадлежащих "частникам". Мы решили представить весь порядок в виде простой таблицы, но если есть сомнения в её верности, вот ссылка на свежую редакцию Приказа Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" (с изменениями и дополнениями).
Категории ТС
М3
(свыше 5 т)
М2
(до 5 т)
N3
(свыше 12 т)
N2
(от 3,5 до 12 т)
Экологический класс не определен
1 ноября 2019
1 августа 2020
1 марта 2020
1 декабря 2020
Экологический класс 0...3
1 февраля 2020
1 ноября 2020
1 июня 2020
1 марта 2021
Экологический класс >4
1 мая 2020
1 февраля 2021
1 сентября 2020
1 июня 2021
ТС, принадлежащие многодетным родителям
_____
1 января 2022
_____
_____
Новые коррективы Минтранса коснулись и Приказа №36 ("Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"). На пороге 2020-го понятие "транспортные предприятия" заменено на "владельцы транспортных средств". Проще говоря, уже нет разницы, кто владеет транспортом, юрлицо или частник – требования одинаковые для всех. С целью утверждения новых правил меняются формулировки на картах водителя. Отныне там будет указан не адрес работодателя, а конкретного водителя (это, кстати, отменяет необходимость в подаче ходатайства от имени организации в составе пакета документов на выпуск карты). Плюс из новых правил следует, что карту предприятия вправе оформить на себя любое лицо: будь то организация, ИП или "физик".
Следующий важный момент: внесение в ПДД раздела 26 "Нормы времени управления транспортным средством и отдыха".
Это произошло в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1733 от 20.12.2019 г. (ссылка на документ). Решение ожидаемое – о нём не раз говорили представители Минтранса, взявшие за основу тезисы, изложенные в Приказе от 20.08.2004 №15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Теперь ПДД требует с января 2020 года от водителей грузовиков и автобусов:

- находиться за рулем в течение суток можно не более 9 часов;

- в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не чаще 2-х раз в неделю;

- длительность обязательных перерывов – 45 минут каждые 4,5 часа, или дважды по 15 и 30 минут;

- непрерывный отдых должен составлять не менее 11 часов в сутки;

- дважды в неделю разрешается работать по 10 часов.;

- общее время за рулем в течение недели - не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;

- если по пути нет мест для отдыха, водитель может увеличить период управления ТС на 2 часа, либо на 1 час, если рейс длится 10 часов.
Штрафы за нарушения, зафиксированные, в первую очередь, тахографами, составят для водителей от 1,5 до 2 тыс. рублей (Статья 11.23, часть 3 КоАП). Правда, пока что не очевидно, как это относится к тем физлицам, которые вправе устанавливать тахографы позже января 2020 года. В постановлении правительства разъяснений на этот счёт нет.
Оценивая все новые изменения, можно признать, что

  • внесение изменений в Приказы №273 и №36 снимает много вопросов, позволяет физлицам не поддаваться панике, спокойно поэтапно устанавливать тахографы на свой транспорт;
  • новые поправки в ПДД правильные, но спорные в отсутствии конкретики по отношению к "частникам";
  • применение данных законов, направленных прежде всего на обеспечение безопасности, скорее всего "забуксует" из-за законодательных пробелов, а также инфраструктурных проблем, например, отсутствия в стране нужного количества стоянок для отдыха (к тому же заказчики перевозок наверняка не готовы менять привычные схемы работы, ведь угроза потерять прибыль тут более чем явная...);
  • но физлицам, активно эксплуатирующим транспорт M2, M3, N2, N3, несмотря на все спорные моменты, придётся, так или иначе, под угрозой штрафов устанавливать тахографы и следить за соблюдением режимов труда и отдыха.
P/S. Сейчас ваша главная задача – найти мастерскую, которая полностью отвечает требованиям Минтранса, внесена в реестр ФБУ "Росавтотранс", гарантирует качество услуг по установке, калибровке и обслуживанию тахографов. Только с помощью лицензированных мастерских можно пресечь вероятные проблемы. Даже неправильная опломбировка или отсутствие установочной таблички тахографа в кабине ТС могут навлечь штрафы. Если вы находитесь на Северо-Западе РФ, обращайтесь в мастерскую "АвтоКоннект". Мы проконсультируем вас по всем вопросам, связанным с тахографами и системами мониторинга транспорта, постараемся предложить лучшие условия сотрудничества, взяв на себя ответственность за будущие взыскания, полученные из-за наших упущений (каковых не бывает, но все же...).

На странице нашего установочного центра вы можете ознакомиться с рекомендованным моделями тахографов, узнать о дополнительных возможностях и задать любой вопрос по теме автоматизированных систем контроля транспорта.